“Век живи — век учись, тому как следует жить” великие слова сказанные еще в 4 веке до н.э. Сенекой младшим. Мы учимся всю жизнь, обретая новые знания, способности и умения, ведь стоит только остановить свое развитие, как жизнь выбрасывает на обочину. В процесс обучения люди вступают с самого рождения: как дышать, брать материнскую грудь, чуть позже, как ходить, говорить, манипулировать родителями, считать, читать, писать….. Как же многому нужно научиться.
Основные способы обучения
В настоящее время, есть несколько базисных вариантов освоения навыков и информации:
Базовый — это тупо зазубривать и заучивать материал, путем многократных повторений. Самый распространенный и самый неэффективный способ обучения. Мы тратим огромное количество времени и усилий на усвоение знаний таким методом, но получаем лишь кратковременное запоминание данных. Не происходит самого важного — процесса освоения информацией, который возможен другими двумя путями.
Эйдетика и мнемотехники
Другой способ — выстраивать логическую схему или определенную систему, по которой гораздо легче и быстрее структурировать и запоминать информацию — эйдетика и мнемотехники. Считается, что человек может запомнить и одновременно удерживать в голове 7± структуры информации. А элементов в каждой структуре бывает огромное количество. Главное, что они все связанны между собой. Для пущей эффективности, сюда подключается синестезия (нейрологический код), когда вы буквально можете ощутить необходимый образ.
Легко запоминать ритмичные структуры информации. К примеру алфавит, когда его поют песенкой. Или стишок: Иван родил девчонку, велел тащить пеленку — для заучивания падежей.
Знаменитая фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», означающая первые буквы в цветах радуги — наглядно показывает принципы схематического способа запоминания.
Метод Цицерона, римская комната — тоже относятся к структурированию информации и усвоению готовых конструкций.
Это вполне приемлемые, эффективные, а иногда и самые оптимальные варианты для запоминания текстов, комбинаций цифр, логических алгоритмов, и т. п.
Техника запоминания путем построения логической структуры и синестезии.
Маленькие дети запоминают информацию в 3D формате, полностью подключая, все органы чувств, образы, ощущения, запахи, вкус, объем, цвет, звук. Взрослые же разучились этому и мыслят линейно, запоминая данные плоско, в цифровом виде, подобно списку на бумаге.
Что же такое нейрологическое восприятие или по другому говоря, синестезия и как это применять на практике вам и вашим детям.
Главное условие это подключить синестезию и построить связи.
Список любых слов, цифр, фамилий превратите в образ. Вообразите этот образ, почувствуйте структуру его поверхности, горячая или холодная, гладкая или шершавая, мысленно лизните, понюхайте, взвесьте, в общем ощутите требуемый объект настолько обширно, насколько можете и чем ярче вы его прочувствуете, тем лучше запомните. К примеру, яблоко можно увидеть, понюхать его аромат, надкусить кусочек и ощутить вкус, почувствовать вес яблока в ладони и т. п.
Для объединения единиц информации, стоит использовать логические структуры, такие как: “римская комната” или «метод Цицерона». Это место, которое вы хорошо знаете, будь это ваша комната, кабинет или улица, вдоль которой, вы каждый день ходите на работу и обратно.
Все данные, необходимые к запоминанию, вы развешиваете, намазываете, рассыпаете в этой “римской комнате”. Желательно делать сверху вниз и по часовой стрелке. Так легче будет воспроизвести последовательность материала.
Попрактикуемся. Нужно запомнить: тарелка, бумага А4, рыжий кот, самовар, кусок гранита и учительница первого класса, телефон.
Вообразите каждый образ по отдельности, желательно смешно и ярко, можно даже немного пошло — это увеличивает шанс запоминания. В своей комнате, мысленно распределите все эти объекты поочередно.
Первой я повешу на гвоздик грязную тарелку, потом положу на шкаф упаковку бумаги А4, которую, все пытается лапкой стащить с полки рыжий кот, а тут как закипит самовар, в который полетел и рядом упал холодный кусок гранита. И в завершение, у двери на выходе — учительница начальных классов, грозно машет указкой и берет телефон, чтобы позвонить и нажаловаться родителям.
Распределив все необходимые данные подобным образом, в нужный момент, вы возвращаетесь в свою «римскую комнату» и последовательно начинаете воспроизводить все, что здесь разместили. И самое интересное, вы запросто сможете перечислить с начала до конца весь список или стих, а потом еще и повторить все это задом наперед. Такая информация запомнится надолго, а главное достаточно быстро.
Кроме этого, для связи данных можно использовать “правило цепей”— когда совершенно абсурдным способом вы связываете воедино абсолютно несовместимые вещи. Я хорошо помню, как мне нужно было срочно запомнить список фамилий. Под рукой не было ни бумаги с ручкой, ни телефона, куда можно было записать. Я ловко вспомнила эту технику и стала преобразовывать фамилии в ощущения и образы, выстраивая связи между ними.
Фамилия Чернов, и я представляю чернозем, в котором вожусь руками (ногти черные), Аккуш — я мысленно воспроизвожу кукушку, которая села на этот чернозем и клюет булки (Булкин), Королев и возникает голый король из мультика, который гонится за кукушкой и падает в чернозем. Таких фамилий было около пятнадцати и мне удалось быстро обработать в мозгу каждую фамилию, скрепляя ее какой-нибудь забавной связью. И скажу вам честно, я запомнила весь список.
Есть некоторая особенность нашего мозга — он запоминает тем лучше и быстрее, чем смешнее и абсурднее связь. Поэтому делайте картинки и ощущения юморными и неприличными.
Для ваших школьников, которым уже надоело нудное зазубривание, это будет веселым, а главное полезным занятием. Которое не только поможет запомнить стишок или правило, но и научит этому методу на всю жизнь . Кстати, многие шпионы и секретные агенты используют подобные техники. Это отличное интеллектуальное оружие для вас и ваших детей!
Ролевое моделирование
И есть третий вариант, немного необычный и даже волшебный в какой-то степени, но при этом, самый оптимальный для обучения, особенно если речь заходит об овладении определенными способностями, навыками, моделями поведения и личностными качествами.
Этот способ — ролевое моделирование. Именно таким образом обучаются дети, когда осваивают реальность и учатся адаптироваться в нашем мире. Они наблюдают как мама, папа и другие люди едят ложкой и вилкой, держат стакан, разговаривают, выражают эмоции, реагируют на определенные ситуации, в общем абсолютно за всем, что происходит вокруг них. Затем начинают моделировать поведение, действия, реакции, манеры и повторять. Такой процесс позволяет ребенку до 5-7 лет освоить около семидесяти процентов навыков, умений и качеств, которые он будет использовать на протяжении всей жизни.
И далее происходит удивительный парадокс. Ребенок адаптировался к жизни в семье и потихоньку начинает входить в общество и социализироваться. Идет в школу, где ему предстоит долго и абсолютно не продуктивно учиться. Почему не продуктивно, да потому что, не успев окончить школу, большая часть знаний, полученная там, выветривается из нашей головы, а остаются только рамки и правила, как можно и как нужно жить, чтоб угодить обществу, чтоб заработать свой социальный пакет ,а как нельзя. К этому времени и сам ребенок и его учителя уже не помнят как осваивали информацию в раннем детстве. Начинается время скучной зубрежки. Тупое запоминание набора букв и цифр в виде стихов, правил, иностранного языка и тд.
Одна из пресуппозиций нейролингвистического программирования гласит “Если хотя бы один человек умеет делать что-либо эффективно, то этому могут научиться и другие” Это одинаково верно как для взрослых, так и для детей и позволяет понять суть ролевого моделирования.
Существует множество людей, героев из книг, фильмов и мультиков, да и вымышленных персонажей, которые обладают определенными качествами которые вы хотите приобрести или которым научиться. К примеру для начальной школы можно подобрать модели из сказок и мультиков, например Буратино обладает великолепными лидерскими качествами и возможностью объединять вокруг себя людей. Младший поросенок (из сказки трех поросят) — практичностью и смекалкой, Герда из “снежной королевы” смелостью и отвагой.
Для старшеклассников и взрослых можно брать более взрослых героев. Так от Матери Терезы можно перенять милосердие и заботу к людям, у Александра Македонского — способность завоевателя, величие и могущество, Афродита передаст способность быть красивой и обольстительной. Героем, у которого мы будем брать необходимые качества может быть даже наша соседка, если она действительно лучше всех делает то, чему мы хотим научиться.
Итак, определяемся с целью и теми качествами, которые нас приведут к этой цели. К примеру “я хочу стать и быть лидером своей группы”. (Я не стала формулировать цель полностью, как это следует делать, потому что наша задача состоит в другом).
Теперь выбираем три модели, глядя на которых, мы будем обучаться, как правильно стать и быть лидером. Предпочтительней подбирать модель своего пола. Допустим для мальчика можно взять Зевса, Буратино и Электроника они во многом разные, из разных эпох, кто-то тверже, кто-мягче, кто-то сильнее, кто-то из них слабее, но все трое они являются безоговорочными лидерами. А именно это качество мы и будем у них моделировать. Мысленно пригласите и поприветствуйте ваших спонсоров (тех самых героев, которых выбрали) и объясните, что вам очень необходимо обучиться у них и перенять их лидерские качества. Спросите могут ли они помочь вам в этом, научить вас и проконтролировать в дальнейшем как вы усвоите уроки.
Если они согласны (если нет, то уточняем, что нужно для согласия, или зовем других), то берем три ситуации, где требуется включить вашу способность быть лидером. Ситуации просматриваем как бы на экране расположенном на 15 градусов выше ваших глаз (зона позитивной синестезии и альфа состояния). Это может быть ситуация, которая уже прошла, но вы оплошали там и не смогли себя проявить должным образом или которая только будет.
Попросите ваших героев поочередно обыграть эти ситуации, как если бы на вашем месте находился Зевс, а потом Буратино, а затем и Электроник. Наблюдайте как они ведут себя, как общаются с людьми, что говорят, как держат себя. Все три героя пусть пройдут каждую ситуацию, т.е. три разные ситуации вы увидите в исполнении трех героев — итого девять вариаций.
Какой из героев отработал лучше всех? Впрыгните снова в эти ситуации и мысленно пройдите их еще раз уже используя новую модель поведения, опыт и навыки спонсоров. Как вам теперь? Забавная игра получается для вашего ребенка, а на самом деле, в этот момент его бессознательное моделирует поведение и реакции со спонсоров и записывает этот опыт в свое хранилище, чтоб в следующий раз поступать подобным образом. Да и сам человек, в процессе такого обучения преодолевает определенные комплексы и зажатости и начинает мыслить по-другому.
Попробуйте это сделать так же сами для себя и вам обязательно понравится, а главное это принесет желанные качества и необходимый эффект и продуктивность.
Очень важно знать, что кроме того, чтобы просто освоить техники по запоминанию и перенятию способностей и навыков, необходимо так же постоянно тренироваться . Развивать свое воображение, память, скорость мышления. Что бы информация хранилась долго нужно периодически повторять освоенный материал, так по шкале Эббингауза уже через 20 минут у вас в голове остается всего 58%, через два дня 28%, а через месяц 21% изученного материала. Поэтому, освоив какую-либо информацию, повторите ее сразу, через 20 минут, на следующий день, через день и через два дня. Это даст стойкий эффект и надолго сохранит знания в вашей памяти.
Как вы уже поняли, ролевое моделирование и быстрое структурное запоминание с использованием мнемотехник, используют дети с самого рождения. Они это делают на интуитивном уровне и самыми эффективными для человека способами. Почему же, немного повзрослев, мы теряем эти навыки безвозвратно и начинаем действовать примитивно и непродуктивно. Давайте же вспоминать уроки, которым нас научила сама природа и применять их на протяжении всей жизни, возрождая в себе умения и способности, данные нам с самого рождения. Успехов вам! Учите себя и своих детей интересно и продуктивно!